Новые образовательные технологии, созданные бизнесом или энтузиастами, не всегда находят применение в образовательных организациях. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос искали представители вузов, бизнес-сообщества и эксперты на Московском международном салоне образования.
Тон дискуссии «Внедрение технологических инноваций в образовательных организациях» задал лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов. По его словам, сегодня в Кружковом движении сконцентрировано довольно много образовательных инноваций на стыке неформального образования, школы и университета:
«Ко мне часто обращается образовательный бизнес и спрашивает: почему мы не покупаем их продукты. Опросив коллег из университетского сообщества, мы пришли к нескольким тезисам. Во-первых, университет работает с большими массами людей, каждый прием — тысячи студентов. Во-вторых, чтобы попасть в образовательный процесс, у любого продукта должна быть методика. Если этого нет, то когда ко мне придет очередной разработчик уникального технологического решения в области создания спутников, я не смогу объяснить коллегам, как с этим конструктором запустить образовательную программу на 200 человек. Вопрос в том, как правильно говорить о технологической готовности образовательного продукта к внедрению, и как бизнесу взаимодействовать с разными вузами: готовыми выступать инноваторами либо только потреблять готовые продукты».
Президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев на опыте Олимпиады НТИ объяснил, насколько важна методическая доупаковка новых образовательных решений:
«Олимпиада НТИ служит мостиком — с одной стороны пытается сохранить самобытность и уникальность технических решений, которые предлагает образовательный бизнес, а с другой —объяснить на языке, понятном и Российскому совету олимпиад школьников, и вузовской системе работы с абитуриентами, в чем ценность, когда несколько школьников несколько дней что-то паяют и собирают. Наш опыт показывает, что это невозможно сделать без специальной методической переупаковки. Пока тот самый разрыв — когда образовательный продукт приходит со своими методиками — для большинства наших компаний не взят. Это значит, нужна система, которая возьмет на себя доупаковку образовательных решений с методической точки зрения».
Декан ИТ-факультета Московского Политеха Андрей Филиппович уверен: успех сотрудничества зависит не только от зрелости продукта, но и от зрелости образовательной организации:
«В этом плане нам повезло: когда Московский Политех видит хорошую образовательную технологию, он приобретает ее на уровне идеи и сразу старается внедрить. Мы понимаем: технологии меняются быстрее, чем образование, а нужно наоборот. В этом плане важно повышать уровень зрелости организаций в части внедрения. А рецепт для стартапов прост: найти неленивый университет».
По мнению заместителя проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Анны Тышецкой, пока образовательные стартапы не могут предложить комплексные решения и не готовы работать с тысячами студентов.
«Наш опыт с разными стартапами показывает, что сейчас нет ни одного системного предложения для университета. Очень многие образовательные стартапы носят точечных характер — например, это может быть конструктор или event. В ДВФУ обучаются 20000 человек, и ни один стартап сегодня не готов работать с такими масштабами. Второе: предлагаемые сейчас решения невозможно внедрить, поскольку они превышают любую себестоимость обучения студентов. Конечно, можно говорить о зрелости университета, но с другой стороны, многие решения не нацелены на вуз: они не отвечают его логике, финансовым и человеческим объемам».
Со стороны бизнес-сообщества опытом успешной системной работы с вузами поделился генеральный директор «Коптер Экспресс» Олег Понфиленок:
«Когда «Коптер Экспресс» заходит в вуз, мы сразу подписываем соглашение и становимся индустриальным партнером университета, принимаем студентов на практику, создаем лабораторию по летательной робототехнике, запускаем курсы, сразу организовываем конкуры и хакатоны по летательной робототехнике, заходим с Олимпиадой НТИ. После можно открывать кафедру, программы бакалавриата и магистратуры… Комплексные предложения есть, и есть вузы, которым это нужно».
Свое видение системного подхода описал генеральный директор BiTronics Lab Тимур Бергалиев:
«Одну и ту же технологию мы можем использовать в нескольких ключах. Например — повысить эффективность текущего образовательного процесса. У BiTronics Lab есть интересные кейсы, которые объединяют софт, железо и методики — они полностью отвечают тому, чтобы урок физиологии прошел намного увлекательнее. Но здесь важна системность — необходимо выстроить единую образовательную среду, когда школьник, получив интересные компетенции, например, в нейротехнологиях, знает, в какой вуз он может пойти дальше. В какой-то мере, эту задачу решают распределенные финалы Олимпиады НТИ, которые проходят в разных университетах».
Генеральный директор «Кодвардс» Максим Волошин напомнил о «барьерах», с которыми сталкиваются образовательные стартапы в реальности:
«Когда бизнес работает с системой образования, нужно иметь ввиду цикличность. Есть учебный год, и невозможно сразу продать продукт какому-нибудь образовательному учреждению на много тысяч пользователей. На рабочие объемы можно выйти за 2-3 года — да, этот цикл намного длиннее, чем на рынке B2B и B2C. Второй важный момент — упаковать продукт так, чтобы он входил в интерфейс образовательного учреждения, коррелировал с ФГОС, Санпин и т.д. При проектировании образовательных продуктов эти две вещи нужно учитывать обязательно».
Проректор по дополнительному образованию МГУ имени М.В. Ломоносова Константин Миньяр-Белоручев, в свою очередь, считает: вуз сам может и должен выступать разработчиком новых образовательных решений.
«В первую очередь, университет — это место, где предлагают образовательный продукт, поэтому продать ему образовательный продукт не так просто. Это место, где рождаются новые знания, технологии и методы обучения, поэтому стартап должен приходить в университет и предлагать делать что-то вместе. Тогда вуз выступает как со-творец новой технологии, что зачастую гораздо интереснее для университета».
В завершение обсуждения Дмитрий Земцов предложил бизнесу разложить разные линейки решений для разных образовательных организаций:
«В июле в Сколково пройдет интенсив «Остров 10-22», который соберет будущие опорные университеты страны. Нам нужно быть готовыми говорить с вузами как с клиентами — предлагать простые и масштабируемые решения. На «Острове» мы будем делать прикладную лабораторию по этой теме и разрабатывать решения вместе с университетами. В этой экосистеме вузы могли бы взять на себя разные роли: площадки для реализации, соавторы по разработке, упаковке и акселерации образовательных продуктов. Предложив разные решения для разных университетом, образовательный бизнес может выиграть».