Национальная киберфизическая платформа «Берлога» — это первый проект по массовому вовлечению детей в техническое творчество и технологическое образование через самый популярный канал внимания современных школьников — мобильные игры. В рамках проекта разработан комплекс мероприятий и технологических решений, призванных обеспечить технологический суверенитет страны посредством вовлечения учащихся в прорывные тематики. Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив, АНО «Платформа НТИ», Кружкового движения Национальной технологической инициативы и Правительства Республики Башкортостан, которая в 2023 году выступила пилотным регионом запуска Национальной киберфизической платформы. Проект поддерживает Правительство Российской Федерации.
В основе проекта — созданная российскими разработчиками игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных стратегических видеоигр, объединенных общим сюжетом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. «Берлога» становится точкой входа школьников в технологическое образование, помогает заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам.
Персонажи, с которыми играют школьники в играх «Берлоги» — технологически продвинутые добродушные медведи в образе программистов, инженеров, биотехнологов — они учатся и совершают открытия, создают новые технологии и решают проблемы, любят свою Родину и готовы за нее постоять. В «Берлоге» школьник может программировать прямо в игре — на специально разработанном языке программирования, получая уникальные возможности, недоступные другим игрокам, а также развивать персонажа за счет участия в реальных образовательных мероприятиях.
В 2023 году были опубликованы две российские мобильные игры Вселенной «Берлога»: «Защита пасеки» в жанре Tower Defense и визуальная новелла «Академия», которые могут скачать бесплатно все желающие на отечественной платформе RuStore. В базовом варианте игры доступны всем российским школьникам. Когда регион включается в реализацию проекта, у пользователей появляются дополнительные возможности. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ, в процессе игры школьнику предложат, например, собрать и запрограммировать в ближайшем технологическом кружке коптер, который затем появится в виртуальном пространстве игры. Развивать персонажа можно и за счет участия в других реальных образовательных мероприятиях – олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и т.д., в том числе и онлайн – вне зависимости от региона проживания пользователя. Игры мотивируют школьников постоянно осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Свои реальные достижения школьник может не только перенести в игру, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу портфолио на платформе «Талант».
Большая часть составляющих проекта «Берлога» уже были апробированы в рамках деятельности Кружкового движения НТИ за последние несколько лет: модель технологических кружков, множество образовательных решений по тематикам НТИ и Национальной технологической олимпиады, созданных российскими разработчиками, программы массовой подготовки наставников, платформа «Талант», которая накапливает «цифровой след» с достижениями технологически ориентированных школьников. Национальная киберфизическая платформа «Берлога» объединяет эти элементы в единую экосистему — доступную и понятную школьникам, педагогам, руководителям в сфере образования и родителям.
На первом этапе, в 2023/2024 учебном году, технологические кружки нового типа, где школьники смогут проходить образовательные программы и участвовать в мероприятиях, чтобы «прокачивать» игровых персонажей — открывались в Республике Башкортостан — пилотном регионе запуска проекта. Здесь в 2023 году был открыт 91 технологический кружок, занятия в которых охватили 5,5 тыс. школьников, а мобильные приложения «Берлоги» за год реализации проекта скачали более 25 тыс. пользователей. В 2024 году на территории первого в России университетского кампуса в Уфе разворачивается Мастерская киберфизических инноваций, которая станет точкой притяжения молодежи, технологического бизнеса, молодых ученых и разработчиков. На базе мастерской будут открыты полигоны в рамках нацпроекта БАС, зоны тестировщиков цифровых отечественных продуктов, центры для школьников по ведущим направлениям, фаблабы для студентов и молодых ученых и конструкторские бюро.
На Всероссийской конференции Национальной киберфизической платформы «Берлога», которая прошла в конце 2023 года в Точке кипения Агентства стратегических инициатив, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко призвал все субъекты страны присоединиться к проекту в 2024 году. С дальнейшим развитием платформы планируется вовлекать не только все российские регионы, но и страны СНГ. В 2024 году Презентация проекта также состоялась на Играх будущего и Всемирном фестивале молодежи в Сочи для школьников и студентов со всего мира.
На XVII Петербургском международном экономическом форуме в 20214 году еще 14 регионов Российской Федерации включаются в реализацию Национальной киберфизической платформы «Берлога». Меморандумы о сотрудничестве заключены с Донецкой и Луганской Народными республиками, Кабардино-Балкарской Республикой, Республиками Бурятия, Коми и Саха (Якутия), Запорожской, Иркутской, Кировской, Орловской, Самарской, Тульской областями, Ставропольским и Приморским краями.
В 2024 году на платформе «Берлога» к релизу готовятся еще четыре видеоигры для школьников.. Демоверсию одной из них – симулятора беспилотников «Академия дронов: медвежий патруль» – впервые представили на ПМЭФ-2024.